|
|||||||
Выбор и использование персональных навигаторов GPS |
|||||||
| Главная | | Описания | | Статьи | | Программы | | Загрузка | | Ссылки | | Разное |
ПЗ-90
или WGS-84: проблема выбора для гражданской
авиации России.
Совсем
немного из новейшей истории спутниковой
аэронавигации. Прорыв
человечества в космос, начавшийся во второй
половине прошлого века, привел к широкому
использованию спутниковых технологий для
определения местоположения воздушных
судов в воздухе и на земле. И хотя
определение координат воздушных судов
практически широко началось всего порядка
20 лет тому назад, в настоящее время точность
этих определений возросла в сотни и даже
тысячи раз. Благодаря использованию
спутниковых технологий местоположение
воздушных судов может определяться с
точностью до единиц метра. А это позволило,
повысив требования к точности
самолетовождения, более эффективно решать
такие задачи, как уменьшение интервалов
между горизонтальными эшелонами (боковое
эшелонирование) при полетах над Атлантикой,
внедрить высокоэкономичные схемы
зональной навигации RNAV и маневрирование в
районе аэродрома (SID, STAR) и другое. Известно,
что для обеспечения орбитальных полетов и
решения навигационных задач в конце 70-х –
начале 80-х годов ХХ столетия была создана
советская (ныне - российская) глобальная
навигационная спутниковая система ГЛОНАСС
и американская – GPS (NAVSTAR). Естественно, эти
системы, имеющие не только гражданское, но и,
в первую очередь, военное назначение,
создавались, опираясь на научно-технические
взгляды и достижения различных коллективов,
что не могло не привести к некоторым
фундаментальным различиям между ними.
Одним из них явилась их координатная основа. Геодезическая
основа отсчета и геодезические опорные
системы ПЗ-90 или WGS-84. Пользуясь
терминологией, принятой ИКАО [ 1 ], под
геодезической системой отсчета будем
понимать концепцию прямоугольной системы
координат (О0Х0Y0Z0), привязанной к Земле.
Геодезическая система отсчета, принятая
для ГЛОНАСС и GPS, одинаковы. Она
предполагает, что математическая модель
Земли представляет собой эллипсоид
вращения, центр которого совпадает с
центром масс Земли S. В этой точке S
находится начало земной системы координат
О0Х0Y0Z0. Эллипсоид вращения характеризуется
большой полуосью – а и малой – b. На
практике часто вместо параметра b
используется параметр f=(a-b)/a, называемый
сплюснутостью или сжатием. Известно, что в соответствии с предложением Международной службы вращения Земли IERS (International Earth Rotation Service), для решения задач навигации система О0Х0Y0Z0 является правосторонней. Ось Z0 совпадает со средней осью вращения Земли, ось Х0 находится в средней плоскости меридиана Гринвича и перпендикулярна оси Z0, а ось Y0 лежит в плоскости экватора и перпендикулярна осям Х0Z0. Очевидно, что таким условиям может отвечать только одна единственная система координат О0Х0Y0Z0, которую можно себе только представить и описать. На практике ее можно реализовать только приближенно, с ошибками, зависящими от точности измерений и наблюдений. Практическая реализация геодезической системы отсчета получила название геодезической опорной системы ООПХОПYОПZОП. Как указывалось выше, системы ГЛОНАСС и GPS создавались изолированно. При этом использовались отличные друг от друга методы и средства наблюдения и измерения, вследствие чего геодезическая опорная система Параметры Земли-90 (ПЗ-90), применяемая в системе ГЛОНАСС, отличается от системы WGS-84 (World Geodetic System – 1984). Какая из этих опорных систем точнее, ближе к теоретической геодезической системе отсчета – предмет, во-первых, дискуссии специалистов-геодезистов, и, во-вторых, непрерывных уточнений параметров этих систем, в результате которых, кстати сказать, параметры обеих систем сближаются. К сказанному следует добавить, что Международная служба вращения Земли IERS предложила свою геодезическую систему ITRF, параметры которой так-же непрерывно уточняются. Система ITRF нашла более широкое распространение в мире, а не только в авиации и космонавтике, и, по мнению специалистов из разных областей ее использования, в настоящее время она является более точной. Сеть пунктов ITRF наиболее развита и потому она часто используется для определения координат не только в системе WGS-84, но и ПЗ-90 (например, при создании опорных геодезических сетей аэродрома). Заметим, что параметры WGS-84 в настоящее время практически (с точностью порядка 10 см) совпадают с параметрами ITRF. По
инициативе ИКАО в ее документах
опубликованы параметры связи между
системой ПЗ-90 и WGS-84. Эти параметры с
течением времени уточняются, и разница
между ними становится все меньше. Также
укажем, что система ITRF принята в качестве
опорной системы для Европейской
спутниковой системы GALILEO, которая по
существующим планам будет внедрена в
эксплуатацию в 2008-2009 гг. Так
в какой системе координат проводить
измерения и публикацию результатов
геодезической съемки на аэродромах и
воздушных трассах гражданской авиации
России? Понимая
это, в 1999 г. было выпущено Распоряжение ФАС
России «О подготовке плана работ по
привязке аэронавигационных ориентиров», в
котором были приведены обоснование
необходимости перехода к общеземной
геоцентрической системе координат и даны
предложения и методические рекомендации по
привязке аэронавигационных ориентиров (АНО)
на аэродромах и воздушных трассах в этой
системе координат. Также для ориентировки
были даны предложения по съемке АНО
аэродромов и воздушных трасс, а также
препятствий на них, которые подлежат
геодезической съемке. В начале июня 2000 г. был подписан приказ ФСВТ, в котором было указано: «1. Принять с 01.01.2001г. Всемирную геодезическую систему – 1984 (WGS-84) в качестве единой геодезической опорной системы для определения и публикации в документах аэронавигационной информации гражданской авиации географических координат воздушных трасс и аэродромов Российской Федерации с разрешенной точностью». А 28 июля того же года было подписано Постановление Правительства Российской Федерации, установившее, что система ПЗ-90 является единой государственной системой «для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач». Выход
этого Постановления не может однозначно
истолковываться как запрет на
использование в нашей стране системы WGS-84.
Здесь необходимо учитывать, что Россия
ранее (а затем и позднее) подписала ряд
документов ИКАО, в которых однозначно
указывается, что страны-члены этой
организации будут во всех новых документах
и разработках использовать систему WGS-84.
Вместе с тем противники применения в
отечественной гражданской авиации системы
WGS-84 продолжают настаивать на необходимости
использования системы ПЗ-90. Другие
аспекты коллизии, создавшейся при выборе
геодезической системы, оптимальной для
российской гражданской авиации. Они таковы, что, с одной стороны: - удобно, если в России для военных и гражданских потребителей используется единая геодезическая система ПЗ-90; - поскольку существует матрица перехода от системы ПЗ-90 к системе WGS-84, все российские и некоторые зарубежные ныне выпускаемые бортовые приемники могут работать со спутниками обоих созвездий, -
переход гражданской авиации на систему WGS-84
при сохранении использования
отечественными военными потребителями ПЗ-90
в некоторых случаях может привести к
дополнительным операциям в работе экипажей
и служб УВД по пересчету координат из одной
системы в другую. Но, с другой стороны: - в настоящее время единственной функционирующей в полном со-ставе спутниковой системой является GPS, базирующаяся на WGS-84, - система ГЛОНАСС, базирующаяся на ПЗ-90, будет развернута в полном составе в лучшем случае в 2007-2009 г.г., - значительная часть парка российских воздушных судов оборудована приемниками, работающими только по сигналам GPS. - на воздушных судах иностранного производства, все более широко эксплуатируемых гражданской авиацией России, установлены только бортовые приемники GPS. - Россия поддержала решение ИКАО по разработке перспективных систем CNS/ATM, в соответствии с концепцией которых используется система WGS-84, принятая ИКАО, начиная с ноября 2004 г. в качестве единственной стандартной геодезической системы [ 2 ]. -
одним из важнейших направлений
совершенствования аэронавигационной
системы России признана ее гармонизация с
зарубежными системами в региональном и
глобальном масштабах. Это, в частности,
позволит напрямую использовать обширную
нормативно-методическую документацию по
WGS-84, выпускаемую ИКАО, Евроконтролем и
рядом передовых зарубежных авиационных
авиакомпаний и предприятий, в
отечественной практике аэронавигации и УВД
в нашей стране. Можно
назвать и другие «за» принятие системы WGS-84
в качестве геодезической опорной системы в
гражданской авиации России. Таким
образом, если не вдаваться в юридические и
правовые проблемы, вывод напрашивается сам
собой: гражданской авиации России
целесообразно использовать систему WGS-84.
28.02.2005 |