|
|||||||
Выбор и использование персональных навигаторов GPS |
|||||||
| Главная | | Описания | | Статьи | | Программы | | Загрузка | | Ссылки | | Разное |
ИТ для территориального управления Степень развития современных информационных технологий позволяет преобразить с их помощью характер и методы территориального управления в целом, принципы рационального хозяйствования и управления инфраструктурой. Самая большая страна в мире - Россия -может и должна воспользоваться плодами научно-технической революции в этой важнейшей для себя сфере, что позволит качественно улучшить эффективность и качество управления, в том числе - государственного. Залогом тому является развитие в России геоинформатики - отрасли, производящей всю гамму современных информационных продуктов для решения географических и иных пространственных задач. Препятствует этому развитию устаревшее и неадекватное национальное законодательство. В этих условиях борьба за приведение нормативных документов в соответствие с реалиями времени становится основным содержанием деятельности отрасли в настоящее время и на ближайшую перспективу. От далеко неочевидных итогов этой "исторической схватки" во многом зависит будущее страны. Россия в XXI веке способна стать страной передовых геопространственных систем и решений, однако угроза консервации и усугубления отсталости в области цифровой картографии, навигационных спутниковых систем остается более чем реальной. Страна все хуже знает собственную территорию Знаменитые слова генерального секретаря КПСС Юрия Андропова, о том, что «мы не знаем общество, в котором живем», сегодня в еще большей степени применимы к российской территории как таковой. Положение дел в области информации о собственной территории в России стремительно ухудшается по мере того, как экономическая жизнь страны постепенно начинает обретать должную динамику, а характер распределения производственных мощностей, народонаселения, грузовых потоков – все динамичнее изменяться со временем. С одной стороны, государственные органы, призванные вести картографический «учет и контроль» территорий, просто не поспевают отображать стремительно меняющуюся ситуацию на своих картах. С другой стороны, широкое распространение передовых технологий, особенно технологий дистанционного зондирования Земли из космоса (ДДЗ – данные дистанционного зондирования) во всем мире ведет к тому, что на открытом мировом рынке свободно циркулируют данные, которые согласно российским же законам запрещено использовать гражданам страны. Тем самым отечественное законодательство не просто ставит собственных граждан и промышленность в заведомо худшее, чем у их зарубежных конкурентов, положение. Это «бумерангом» наносит удар и по самому государству – уровень географической культуры в стране стремительно регрессирует. И власть, и силовые структуры, и бизнес, и простые граждане в России с каждым днем владеют все менее и менее достоверной информацией о собственных территориях. Фактически, за рубежом география России уже сейчас известна куда лучше, чем в самой России. Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов в марте текущего, 2005 г. особо отметил абсурдность ситуации, при которой потенциальные враги уже давно имеют во всей полноте ту информацию, которая до сих пор недоступна для граждан России согласно российским же законам. Такое положение дел неизбежно тормозит развитие страны по многим направлениям. Так, отдача реформы ЖКХ при внедрении современных систем картографирования и мониторинга могла быть неизмеримо большей. Но ее основным направлением - по крайней мере, на первом этапе - стала банальная монетизация, а не добросовестное обновление планов и карт. Зачастую бытует ошибочное мнение о том, что причина этого ненормального и очень опасного положения дел коренится в технологической отсталости российской промышленности и недостаточном ее финансировании. В этом есть известная доля истины, однако это было бы еще полбеды. Дело обстоит значительно хуже –развитию отрасли препятствует отсутствие спроса, всемерно ограничиваемого российскими законами. В отсутствие законодательных ограничений на доступ к пространственным данным рынок сам по себе сначала создал бы спрос на продукцию, а затем, как следствие, стабильный спрос явился бы основой для возрождения и развития соответствующих секторов промышленности. За прошедшие 15 лет реформ прогресс был отмечен лишь в тех областях промышленности страны, где потребительский рынок требовал от производителя соответствия мировым стандартам. Современная геоинформатика в России очень далека от этого по не зависящим от нее причинам. Над российским пользователем занесен «Дамоклов меч» архаичных, но жестких запретов. Ему запрещено иметь точную (лучше 30 метров) информацию о своем положении, запрещено пользоваться точными картами и детальными спутниковыми снимками. Значение это, конечно, взято не с потолка – именно такая ошибка в определении координат по картам, как считалось в начале минувшего века, не позволяла противнику вести прицельный артиллерийский огонь. Этот давно утративший актуальность запрет действует на всей территории страны и сегодня 1, препятствуя не только появлению новых, точных и удобных географических карт, но и широкому использованию современных удобных, недорогих и доступных систем глобального спутникового позиционирования. В этой ситуации отрасль лишается не только «точек роста», но и факторов, которые могли бы способствовать быстрому исправлению ситуации. Рядовой (и не только рядовой) отечественный потребитель не знаком с современным оборудованием, технологиями, их возможностями, сильными и слабыми их сторонами и просто неспособен внятно сформулировать собственные потребности. География уходит из сферы повседневных задач и интересов, превращаясь в абстрактное обрамление мировоззренческих концепций. В повседневной жизни царит, задавая географические нормы, знаменитый фонвизинский «извозчик». Сложившаяся ситуация опасна консервацией не только национальной отсталости в области географии, но и затратной, не соответствующей велениям времени картографической отрасли. И без того скудное бюджетное финансирование «размазывается» по многочисленным, но технологически отсталым и неэффективным предприятиям, заодно способствуя подспудной трансформации государственных норм в монопольное право госорганов на деятельность в этой сфере. В результате происходит неоправданное удорожание конечного продукта. Так по данным директора департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Церена Церенова, территория страны была оцифрована уже 4 – 5 раз. Ситуация становится абсурдной до предела: потенциальные враги уже давно имеют во всей полноте ту информацию, которая недоступна гражданам России согласно российским же законам. Доля недопустимо устаревших карт в разных странах Источник: Особенно опасно
прогрессирующее отставание страны в области
геоданных в контексте приближающегося и уже,
Продажа территорий: рынок или разбазаривание? На сегодняшний день уже ясно, что основным активом современной России является не национальная промышленность, не сельское хозяйство, не кадровый потенциал населения и даже не полезные ископаемые. Важнейшим богатством страны является ее территория как таковая. Именно за нее и будет вестись основная борьба во всех видах и формах. И для страны, и для регионов, и для каждого гражданина в отдельности жизненно важно, чтобы этот утрачиваемый в одночасье ресурс не уплыл бы в чужие руки за бесценок. Без открытия доступа к геопространственной информации всем и каждому такая перспектива видится вполне реальной. Но и этот аспект - не единственный. Открытость геоданных не только позволила бы обеспечить элементарную прозрачность операций с землей, но и дала бы возможность реально оценить ее качественные характеристики, способствуя разумному хозяйствованию на ней. Совокупная стоимость российских земель как ресурса в результате могла бы существенно возрасти. Более того - неадекватное представление об истинной ценности земель грозит стране не только невосполнимыми убытками. Оно может вылиться в гибель отдельных предприятий и целых отраслей народного хозяйства. 1 В географических и геодезических
измерениях на реальной местности
используются специфические методики
определения координат; фактически,
геодезия и картография являются особым
видом метрологии, нуждающимся в
собственных системах стандартов и эталонов.
Такими эталонами в классической геодезии
являются национальные триангуляционные
сети, и долгое время под геодезией
понималась (в значительной степени) сумма
практик и методов, позволяющих определять
точные географические координаты объектов
с помощью классической угломерной
аппаратуры и триангуляционной сети. Сети
эти имеют не глобальный, а национальный
характер и являются важным элементом
государственной инфраструктуры, работа с
ними (то есть геодезическая деятельность)
требует обязательного лицензирования. Но
объекты необходимо отображать на картах, и,
в то же время, точное отображение их
местоположения на картах запрещается. Эта
точность отечественным законодательством
определена в 30 метров. Значение, конечно,
взято не с потолка - именно такая ошибка в
определении координат не давала
возможности в 30-е годы вести прицельный
огонь из гаубиц. Запрет на определение
координат с точностью выше пресловутых 30
метров действует на всей территории страны
и сегодня. Источник: |