|
|||||||
Выбор и использование персональных навигаторов GPS |
|||||||
| Главная | | Описания | | Статьи | | Программы | | Загрузка | | Ссылки | | Разное |
Правовые основы использования GPS в России.
Предисловие. В данной статье приводится обсуждение темы легальности владения и применения навигаторов GPS для физических лиц, то есть для нас с Вами. Обычно в подобных статьях приводится только одно мнение без указания ссылок на нормативные акты. Здесь же во первых приводятся названия регламентирующих документов, во вторых в дискуссии участвуют очень компетентные специалисты. На первый взгляд чтение их точек зрения может показаться скучным и утомительным, но как показывает практика, все юристы говорят долго и нудно, но при этом они говорят так, как есть на самом деле. Если Вам интересен вопрос правомерности использования навигатора или у Вас уже изъял навигатор какой ни будь рьяный сотрудник правоохранительных сил, то Вам стоит ознакомиться с нынешней ситуацией по этому вопросу. Все
материалы приведены без коррекции и
изменения последовательности статей.
Источник -
1. Вступление.
2. 07.04.03 Трусков М. Правовые вопросы получения разрешения на использование приемника GPS.
.
5. 18.04.03 Кривоногов С.К., Центр Геоинформационных технологий СО РАН. Правовые нормы использования GPS в России.
6. 18.04.03 Решение ГКЭС "О регулировании использования на территории Российской Федерации навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем" или окончание нашей дискуссии.Реплика из зала: Ни фига не понятно. Можно или нет? 7. 22.04.03 Виктор Осипков о правовых основах секретности пространственных данных в РФ.
8. Продолжение дискуссии: GPS в России легально - нет ничего проще! Реплика из зала: Сомнительное предложение!
Реплика из зала: Обратите внимание на п.5 про 2-х километровки. И не удивляйтесь потом. _____________________________________________________________________
Инициатором
настоящей дискуссии выступил, скорее всего
невольно, юрист интернет-проекта
____________________________________________
Правовые вопросы получения разрешения на использование приемника GPS На
страницах туристических и
специализированных сайтов в Интернете не
стихает обсуждение вопроса - Нужно ли
получать разрешение на использование
приемников GPS и как это сделать? Просмотрев
множество форумов, касающихся этой
проблемы, я увидел, что никто и нигде не
ссылается на какие-то нормативные акты,
хотя и голословно утверждает, что "Это не
требуется". С другой стороны, встречаются
сайты весьма серьезных организаций (например,
Попробуем рассмотреть поднятую проблему с точки зрения её правового урегулирования. Для
начала спросим себя - можем ли мы приобрести
приемник GPS, просто придя в магазин или
специализированную фирму? Следующий
вопрос - может быть каким-то образом
регулируется именно ИСПОЛЬЗОВАНИЕ нашего
любимого Гармина или Магеллана? Для ответа
на этот вопрос придется немного углубиться
в юридические дебри. Точно
также, на основании этого Положения в свое
время выдавали разрешения на использование
сотовых телефонов, пока в 2000 году
законодатели не внесли в Положение весьма
разумную поправку, выводящую сотовые
телефоны из-под его юрисдикции. Теперь необходимо увидеть самое главное. Пункт 2 Постановления гласит: "Действие настоящего Положения не распространяется на: радиоэлектронные средства, предназначенные для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, сигналов персонального радиовызова (радиопейджеры), ИЗДЕЛИЯ БЫТОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ, НЕ СОДЕРЖАЩИЕ РАДИОИЗЛУЧАЮЩИХ УСТРОЙСТВ." Выделено, естественно, мною. Как видим, приемник GPS, в силу присущих ему качеств, изначально не подпадает под действие сурового Положения. Не думаю, что кто-то сможет доказать в суде, что приемник GPS не является "изделием бытовой электроники, не содержащим радиоизлучающих устройств". Необходимо отметить, что абсолютно аналогичная формулировка использована и в тексте статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся "самовольного…приобретения… или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств" (статья 13.3) и "нарушения правил … регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств" (статья 13.4). Там сказано: "Не влечет административной ответственности использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, а также для использования изделий бытовой электроники, не содержащих радиоизлучающих устройств." Остается ещё один момент, который надо посмотреть, чтобы убедиться в отсутствии законодательной базы для получения каких-либо разрешений для использования приемника GPS. Речь идет о лицензировании деятельности по определению географических координат точки на местности. На этот момент, надо сказать, часто ссылаются сторонники получения разрешения. Для того, чтобы какая либо деятельность требовала лицензирования, требуется ряд обязательных условий: - установление такового требования федеральным законом; - определение порядка осуществления лицензирования, т.е наличия утвержденного Постановлением Правительства РФ Положения о лицензирования этого вида деятельности; - определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена Федеральным законом. В
настоящий момент действует Закон РФ "О
геодезии и картографии" от 26 декабря 1995 г.
№209-ФЗ в котором в ст. 12 установлено, что
геодезическая и картографическая
деятельность лицензируется. Теперь, наконец, переходим к современному состоянию вопроса. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. N 453 было утверждено новое Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности в РФ, в приложении к которому утвержден новый Перечень работ, входящих в состав лицензируемой геодезической и картографической деятельности. В нем в пп.б п.15, абсолютно логично, мухи отделены от котлет. Лицензируется только та деятельность по применению приемников GPS, которая связана с "выполнением следующих геодезических и топографических работ при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ". Таким образом, применение приемников GPS для личных надобностей, не связанных со строительством, изысканиями и пр. НЕ ЛИЦЕНЗИРУЕТСЯ. Итак, мы посмотрели все правовые аспекты, связанные с приобретением и использованием приемников GPS и не обнаружили никаких ЗАКОННЫХ оснований для требования получения каких-либо разрешений на все эти действия ни с точки зрения использования приемника GPS, как радиоэлектронного устройства, ни с точки зрения использования его для определения географических координат. Таким образом, вы можете смело определять свои координаты на местности уже в силу того, что приобрели чудесный приборчик, способный это делать с достаточной точностью. Любые требования лиц в милицейской форме предъявить на это дополнительное "разрешение" не основаны на законе. Более того, попытка любых должностных и псевдодолжностных лиц изъять у Вас указанный бытовой прибор, аналогична действиям по изъятию у Вас кошелька, очков, сумки, телефона и любого другого имущества. В этом плане правовой режим владения приемником GPS ничем не отличается от всех перечисленных, не менее обыденных, вещей. Несмотря на глубокое убеждение в истинности приведенных выше доводов, я с удовольствием услышал бы аргументированное мнение процессуальных противников, особенно, если они представляют именно те самые контролирующие органы государственной радиочастотной службы при Министерстве РФ по связи и информатизации и Федеральной службы геодезии и картографии.
____________________________________________
14.04.03 Романовский С., менеджер ЗАО НПП "Навгеоком" О правовых вопросах получения разрешения на использование приемника GPS. Мнение профессионального продавца
Уважаемые господа, в статье господина Трускова "Правовые вопросы получения разрешения на использование приемника GPS", опубликованной на сайте "Скиталец" и воспроизведенной на сайте ГИС-Ассоциации, по моему мнению допущен ряд неточностей, способных ввести общественность в заблуждение. 1) Оборот (производство, ввоз, приобретение и эксплуатация радиоэлектронных средств (РЭС) регулируется постановлениями Правительства РФ №832 от 17.07.96 "Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" (в редакции от 25.02.00) и №643 от 05.06.94 "О порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)" (в редакции от 25.02.00) в соответствии с Федеральным законом РФ №15-ФЗ от 16.02.95 "О связи" (в редакции от 17.07.99). Таким образом, утверждение господина Трускова о том, ... "что приемники GPS не являются имуществом, оборот которого регулируется государством"... не соответствует действительности. Упомянутые постановления Правительства РФ являются основой для регулирования всех видов оборота РЭС, кроме их реализации. В связи с этим следующее положение статьи ..."приобретение оборудования у фирмы, торгующей сертифицированными приемниками и имеющей на это соответствующую лицензию"... не совсем верно, поскольку действующим законодательством не предусмотрено лицензирование реализации РЭС. Кроме того, GPS-приемники не подлежат обязательной сертификации, поэтому сертификатов может и не быть совсем. Таким образом, приобретение и эксплуатация GPS-аппаратуры требует наличия соответствующих разрешений, полученных установленным порядком. Спорным вопросом является нераспространение упомянутых постановлений на..."изделия бытовой электроники"..., поскольку все GPS-приемники являются аппаратурой двойного назначения, а большинство моделей используется в профессиональной сфере (судовождении, аэронавигации). 2) Во второй часть статьи господин Трусков рассматривает вопрос лицензирования топографо-геодезической деятельности и приходит к выводу, что использование GPS-приемников ... "для личных надобностей"... не подлежит лицензированию. Вместе с тем, любой GPS-приемник позволяет определить геоцентрические координаты с погрешностью 10-15 м, а согласно перечню сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии РФ, утвержденному в соответствии с Федеральным законом © 5485-1 от 21.07.93 "О государственной тайне" (в редакции от 06.10.97) и постановлением Правительства РФ ©870 от 04.09.95 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности", ..."сведения о местонахождении (координаты)..., определенные с точностью 30 метров и точнее... в геоцентрических системах координат"... являются сведениями, составляющими государственную тайну. Отсюда следует, что определение геоцентрических координат GPS-аппаратурой подлежит лицензированию, как деятельность, связанная с защитой государственной тайны. Таким
образом, "свободный" (в понимании
статьи господина Труско) оборот GPS-приемников
в РФ, противоречит положениям федеральных
законов "О связи" и "О
государственной тайне" и
соответствующих постановлений
Правительства РФ.
____________________________________________
17.04.03 Продолжаем диспут о правовом статусе индивидуального пользователя GPS. М.Трусков, юрист туристичеcкого сайта www.skitalets.ru отвечает С.Романовскому, менеджеру ЗАО НПП "Навгеоком"
“Таким образом, утверждение господина Трускова о том, ... "что приемники GPS не являются имуществом, оборот которого регулируется государством"... не соответствует действительности.” Подобное замечание г-на Романовского, опять таки, выражает его личное мнение и не основано ни на нормативных актах, ни на судебной практике. В моей цитируемой статье подробно проанализировано, что указанное постановление №643 не распространяет свое действие на БЫТОВЫЕ (подчеркиваю это слово) GPS-приемники. Других нормативных актов г-н Романовский не привел. Так что оборот именно этого класса радиоэлектронных устройств (а речь идет о бытовых приемниках) государство все-таки не регулирует. “…действующим
законодательством не предусмотрено
лицензирование реализации РЭС. Кроме того,
GPS-приемники не подлежат обязательной
сертификации, поэтому сертификатов может и
не быть совсем. Таким образом, приобретение
и эксплуатация GPS-аппаратуры требует
наличия соответствующих разрешений,
полученных установленным порядком.” “Спорным вопросом является нераспространение упомянутых постановлений на..."изделия бытовой электроники"..., поскольку все GPS-приемники являются аппаратурой двойного назначения, а большинство моделей используется в профессиональной сфере (судовождении, аэронавигации). Стоп, господа! Покажите мне хотя бы одного ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО пилота или капитана морского судна, прокладывающего путь с использованием БЫТОВОГО “Гармина”, купленного в розничной сети, и я соглашусь с аргументом оппонента. “Вместе с тем, любой GPS-приемник позволяет определить геоцентрические координаты с погрешностью 10-15 м, а согласно перечню сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии РФ…"сведения о местонахождении (координаты)..., определенные с точностью 30 метров и точнее... в геоцентрических системах координат"... являются сведениями, составляющими государственную тайну. Отсюда следует, что определение геоцентрических координат GPS-аппаратурой подлежит лицензированию, как деятельность, связанная с защитой государственной тайны. ”Из приведенных аргументов следует, что, получив пресловутое разрешение на использование бытового “Магеллана”, мы немедленно становимся причисленными к светлому лику лиц, допущенных к обладанию государственной тайной? Не слишком ли просто? Неужели при получении такого разрешения с вас берут подписку о неразглашении данных, полученных в процессе эксплуатации приемника? Думаю, что это не совсем соответствует действительности. Более того, не секрет, что далеко НЕ ЛЮБОЙ приемник имеет точность 10-15 м. Те приборы, которые поступают в продажу для использования в бытовых целях имеют загрубленную точность ИМЕННО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ПОДПАДАТЬ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА О ГОСТАЙНЕ. Ну
а если переходить к юридическому аспекту,
то в тексте статьи речь шла о
лицензировании топографо-геодезической
деятельности, которая осуществляется с
помощью приемника GPS, а рецензент ведет речь
о лицензированием деятельности, связанной
с защитой гостайны. Если же посмотреть
Постановление Правительства РФ от 15.04.95 №333,
регулирующего процедуру лицензирования
деятельности, связанной с гостайной, то
увидим, что подобная деятельность
лицензируется только для “предприятий,
учреждений и организаций”. К использованию
приемников GPS физическими лицами подобное
лицензирование не имеет никакого отношения.
____________________________________________
18.04.03 Кривоногов С.К., Центр Геоинформационных технологий СО РАН Правовые нормы использования GPS в России М. Трусков обсуждает правовые вопросы использования навигационных GPS. Возражения С. Романовского видимо касаются более широкого спектра GPS-продукции, включая устройства топографического и геодезического классов точности. Мои комментарии касаются исключительно устройств навигационного класса наиболее популярных в среде ученых, туристов и домохозяек. Факт есть факт. Носить в кармане навигационный GPS или иметь автомобильнуй навигационную систему у нас не запрещено. Никто не отбирает Гармины в аэропортах, на таможнях и блок-постах. На территории России, насколько мне помнится, регулируется использование дифференциальных GPS и устройств геодезического класса точности. Хотя я не исследовал новейших документов по этому вопросу, мне представляется, что если вы, желая перестраховаться, придете получать лицензию на выполнение геодезических, проектных или изыскательских работ с использованием навигационного GPS, скорее всего вам откажут на основании несоответствия инструмента нормативам для подобных работ. А получение разрешения на персональную навигацию - это нонсенс, как убедительно показал М. Трусков. Но, увы, навигация и определение координат объектов земной поверхности одно и то же, как отметил С. Романовский, упоминув двойное назначение GPS. Здесь вступают в дело соображения секретности. Помимо Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности", на которое ссылаются оба автора, и в дополнение к нему, секретность сведений по геодезии и картографии регулируется Инструкцией по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территорию СССР (СТГМ-90), которая сама по себе является секретной. К счастью, основные положения о режимах секретности и официальные уточнения СТГМ-90 были опубликованы Федеральной службой геодезии и картографии в письме Государственного таможенного комитета РФ от 11 августа 1997 г. N 01-15/15278 "О КОНТРОЛЕ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ, ТОПОГРАФИЧЕСКИХ, АЭРОКОСМИЧЕСКИХ, ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И ГРАВИМЕТРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ", где в Приложениях 1, 2 и 3 помещены письмо ФСГК от 25 марта 1996 г. N 3-02-670 и развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию по системе ФСГК (как "секретные" и как "ДСП". Вот точное воспроизведение пункта 15 приложения 2: 15. Сведения о местонахождении (координаты) геодезических пунктов и географических объектов, определенные с точностью 30 метров и точнее в государственной системе координат 1942 года и в геоцентрических системах координат, а также геодезические, картографические и другие материалы, позволяющие вычислить или уточнить эти координаты, кроме астрономических, астрофизических, геофизических обсерваторий и станций, других научных и измерительных пунктов, средств и объектов, включенных в международные сети и системы на основании международных договоров и соглашений Российской Федерации по спискам, согласованным с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации - секретно. Вот точное воспроизведение пункта 2 приложения 3 (о сведениях ДСП): 2. Сведения о местонахождении (координаты) геодезических пунктов и географических объектов, определенные с точностью грубее 30 метров и до 100 метров включительно в государственной системе координат 1942 года и в геоцентрических системах координат, а также геодезические, картографические и другие материалы, позволяющие вычислить или точнить указанные координаты с такой же точностью. Что следует из этого документа? Регулируется точность определения координат геодезических пунктов и географических объектов. Если с геодезическими пунктами все понятно, то с географическими объектами полная неопределенность. Кто-нибудь видел объяснение термина "географический объект" в каких-нибудь документах правительства или ФСГК? Приходится предполагать, что этот термин обозначает те объекты земной поверхности, которые подлежат изображению на картах. А это может быть и отдельно лежащий камень, если он, по мнению топографов представляет интерес для ориентирования на местности. Понятие определения координат географических объектов еще более запутывается, если рассмотреть геометрические типы географических объектов. Точечный, линейный, площадной. Самые "опасные" с позиций секретности точечные объекты: для них напрямую работает инструментальная точность прибора. Но вот дорога между двумя населенными пунктами длиной 4 км. По-моему для попадания под секретность (ДСП) нужно на этом географическом объекте определить координаты 21 точки или более с расстоянием между ними 200 м или менее (при этом условии ореолы точности плюс/минус 100 м соприкоснутся или пересекутся), причем две точки должны обозначать начало и конец дороги. А если точки расставлены неравномерно, что, вычислять среднее арифметическое? Но если вы не доехали 101 м до конца дороги, то согласно математической логике вы не определили положение этого объекта точнее 101 м, даже если в остальной части ваши точки стоят через 20 м. С другой стороны, если эта дорога представляет собой ломаную линию с двумя поворотами, то для точной передачи ее геометрии (и положения в пространстве) достаточно определить координаты 4 точек. Курьезы. Курьезы. Курьезы. Что является сбором сведений о местоположении площадного объекта? Обойти по периметру? Определить координаты углов? Или геометрического центра? Вышеприведенным я попытался показать, что инструментальная точность GPS и точность определения местоположения географических объектов - несколько разные понятия, и правила секретности не уточняют, что имеется в виду. На мой взгляд второе. Но на деле получается, что записывая трек своего похода через огромный лесной массив вы чисты перед законом, но стоит вам наклониться над лесным ключом, чтобы напиться, вы становитесь преступником. Взаимоотношения между пользователем навигационного GPS и контролирующими секретность службами на мой взгляд находятся как бы в плоскости "благонадежен - неблагонадежен", или "верю - не верю", что вы занимаетесь персональной навигацией, а не топографией или шпионажем. И это представляется нормальным. Так, наши заявления об использовании навигационных GPS для целей навигации и фиксирования мест наших геологических исследований (как это принято во всем мире) не вызвали непонимания в местной ФСБ. Вывод:
требуется коррекция положений правил
секретности, касающихся определения
местонахождения географических объектов.
____________________________________________
18.04.03 Решение ГКЭС "О регулировании использования на территории Российской Федерации навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем" или окончание нашей дискуссии Решение ГКЭС № 54 от 26.02 2003 г. "О регулировании использования на территории Российской Федерации навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
КОМИССИЯ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (ГКЭС)
О регулировании использования на территории Российской Федерации навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем Заслушав
и обсудив доклад руководителя ДРТС
Минсвязи России Павлова В.И. и выступления
участников заседания, Государственная
комиссия по электросвязи ОТМЕЧАЕТ: Начиная с 1995 года в постоянной эксплуатации находятся Российская Глобальная навигационная спутниковая система «Глонасс» (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) и Американская глобальная навигационная система GPS (Global Positioning System), предназначенные для предоставления навигационных услуг неограниченному количеству пользователей, находящихся на поверхности Земли, в воздухе и околоземном космическом пространстве и имеющим специальные навигационные приемные устройства. Принцип
работы навигационной аппаратуры
потребителей основан на приеме
навигационных сигналов от 4-х и более
спутников, находящихся одновременно в зоне
видимости определяющегося объекта, и
вычислении собственных текущих координат,
скорости и времени на основании информации,
излучаемой со спутников. При этом
полученная потребителем точность
навигационных определений по положению
может составлять 30-40 м и менее. Основные
характеристики спутниковых навигационных
систем GPS и «Глонасс» представлены в
таблице: Указанные системы разрабатывались и внедрялись как системы двойного назначения (военного и гражданского), в первую очередь для повышения безопасности воздушного и морского движения, работ по землеустройству, составления земельных кадастров, повышения эффективности использования наземного транспорта, а также синхронизации шкал времени. Наряду с решением чисто навигационных задач указанные системы широко используются во всем мире в системах связи, геодезии, картографии, метеорологии, при проведении поисково-спасательных работ, для туризма и путешествий. Международными организациями гражданской авиации (ИКАО) и морского флота (ИМО) принято за обязательное использование систем «Глонасс» и GPS на морских судах в качестве равноценных компонентов Глобальной навигационной спутниковой системы. С
появлением малогабаритных навигационных
средств, в том числе персональных, круг
потенциальных потребителей существенно
расширился. И, прежде всего, благодаря
появившейся возможности интеграции
средств навигации и связи. Интегральные
услуги связи и навигации необходимы для
широкой группы сухопутных, морских и
авиационных пользователей. В настоящее
время можно выделить следующие основные
категории пользователей навигационных и
связных услуг: За последнее десятилетие сектор космических навигационных услуг является наиболее динамично развивающейся отраслью коммерческой космонавтики. По прогнозам специалистов, в течение 10-15 лет приемники сигнала навигационных систем будут встроены в большинство бытовых изделий в т.ч. наручные часы, сотовые телефоны, автомобили, таким образом, число пользователей может превысить 1 млрд. человек. В целях повышения эффективности использования навигационной аппаратуры потребителей, все перспективные приемники навигационных сигналов, разработанные отечественными производителями, используют сигналы двух систем «Глонасс» и GPS. Аппаратура потребителей работает автоматически (определение параметров происходит менее чем за 1 минуту) и имеет массу от 0,5 до 2 кг и габариты менее телефонного аппарата. Вследствие
глобального охвата территории Земного шара
услугами спутниковой навигации и их
значения для всех стран мира, многие
государства ставят вопрос о необходимости
разработки международно-правовых норм,
регулирующих функционирование таких
систем. Основы
государственной политики в отношении
поддержания и развития системы «Глонасс»
определены Распоряжением Президента
Российской Федерации от 18.02.99 № 38-РП и
постановлениями Правительства Российской
Федерации от 15.11.1997 № 1435 (с изменениями от
20.08.2001 № 699), от 29.03.1999 № 346 и от 03.08.1999 № 896. В
соответствии с этими нормативно-правовыми
актами и решением Межведомственной
комиссии Совета безопасности РФ от 28.11.2001 «О
совершенствовании организации
топогеодезического и навигационного
обеспечения» было поручено Минобороны
России, Росавиакосмосу, Роскартографии,
Росземкадастру и другим заинтересованным
федеральным органам исполнительной власти
решить следующие задачи: Однако
следует отметить, что по ряду вышеуказанных
мероприятий до настоящего времени не
приняты соответствующие нормативно-правовые
акты. Учитывая современные тенденции
развития мирового рынка навигационных
услуг, направленных на активное внедрение
космических навигационных технологий в
информационные контуры управления
войсками и оружием, во все секторы
экономики и транспорта, а также в
космические системы, Правительством
Российской Федерации Постановлением от
20.08.2001 № 587 утверждена Федеральная целевая
программа «Глобальная навигационная
система». Программой
предусматривается проведение работ по
использованию системы «Глонасс» в
интересах гражданских потребителей,
предусматривающее широкое внедрение более
дешевой аппаратуры для потребителей и
малогабаритных станций, работающих в
дифференциальном режиме,
предусматривающих комбинированное
использование сигналов отечественных и
зарубежных спутниковых систем. При этом
предусмотрено проведение межведомственной
комплексной НИР «Защита» с целью
разработки комплекса мер, обеспечивающих
широкое использование современных
спутниковых навигационных и связных
технологий в социально-экономических и
военных целях при обеспечении приемлемого
уровня безопасности их применения на
территории Российской Федерации. Государственная
комиссия по электросвязи РЕШИЛА: 1. Принять к сведению информацию о состоянии и перспективах использования на территории Российской Федерации глобальных навигационных спутниковых систем «Глонасс» и GPS. 2. Рекомендовать членам ГКЭС от Минобороны России (Залогин Ю.М.), Росавиакосмоса (Козлов В.И.), Минтранса России (Насонов А.П.), РАСУ (Ильичев В.В.), Гостехкомиссии России (Гапонов А.Е.) обеспечить завершение в первом полугодии 2003 года выполнения комплексной НИР «Защита», проводимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 29.03.99 № 346 и от 20.08.01 № 587, с последующим проведением межведомственной экспертизы ее результатов и рассмотрением на заседании ГКЭС. 3.
Считать целесообразным при проведении НИР
«Защита» уделить особое внимание
разработке вопросов нормативно-правового
регулирования использования глобальных
навигационных спутниковых систем исходя из
следующих основных принципов: 4. Просить членов ГКЭС от Минобороны России (Залогин Ю.М.), ФСБ России (Климашин Н.В.), Росавиакосмоса (Козлов В.И.), Минтранса России (Насонов А.П.), РАСУ (Ильичев В.В.), Гостехкомиссии России (Гапонов А.Е.) с участием представителей Роскартографии и Росземкадастра откорректировать с учетом проведенного обсуждения на данном заседании и результатов НИР «Защита» подготовленный Минсвязи России проект постановления Правительства Российской Федерации «О регулировании использования на территории Российской Федерации навигационной аппаратуры потребителя глобальных навигационных спутниковых систем» и в III квартале 2003 года провести его согласование. 5.
Поручить члену ГКЭС Рудакову В.В. совместно
с ДРТС Минсвязи России (Павлов В.И.)
проработать вопрос о привлечении
заинтересованных потребителей из
коммерческих структур для финансирования
работ по восполнению орбитальной
группировки системы «Глонасс» и созданию
по их заказу отечественных навигационных
приемников.
____________________________________________
22.04.03 Виктор Осипков о правовых основах секретности пространственных данных в РФ
«Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача» И.В.Мичурин В ходе дискуссии достаточно подробно обсужден вопрос: «а требуется ли разрешение?». К сожалению, даже официальное признание GPS приемника «изделием бытовой электроники не содержащим радиоизлучающих компонентов» не снимает ряда достаточно серьезных вопросов о праве пользователя сохранять в приемнике информацию о координатах, о праве копировать эту информацию в персональный компьютер и о праве обмениваться такой информацией, в том числе путем ее публикации на Интернет сайтах. Стараясь быть максимально кратким, позволю себе перечислить некоторые замеченные мной «нюансы» существующей в РФ нормативно-правовой базы по проблеме засекречивания сведений о координатах географических объектов в отношении находящихся на территории РФ физических лиц. К сожалению, изложенная ниже аргументация не всегда применима к деятельности юридических лиц, и в особенности к деятельности организаций, занимающихся картоиздательской, картографической и геодезической деятельностью на основе лицензий Роскартографии. Согласно
информации, опубликованной на сайте ФГУП «Главный
радиочастотный центр» (ГРЧЦ) При выдаче разрешения на приобретение данных приёмников ФГУП Радиочастотный центр соответствующего федерального округа вправе запросить у заявителя заверенную установленным порядком (держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации) копию сертификата соответствия. Фирма-продавец обязана предоставить покупателю эту копию. В случае, если в заключении о точности определения координат (прилагается к каждому сертификату на навигационное оборудование) будет указано значение, не превышающее 30 метров, ФГУП Радиочастотный центр соответствующего федерального округа вправе также запросить у заявителя копию документа, подтверждающего его право работы со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, таким документом является лицензия ФСБ России. В
качестве обоснования «права» запросить
чиновники ссылаются на Закон РФ «О
государственной тайне» (далее – Закон о
гостайне) и Постановление Правительства РФ
от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании
деятельности предприятий, учреждений и
организаций по проведению работ, связанных
с использованием сведений, составляющих
государственную тайну, созданием средств
защиты информации, а также с осуществлением
мероприятий и (или) оказанием услуг по
защите государственной тайны» (далее – ПП
№333). КОММЕНТАРИЙ: i)ПП №333 не предусматривает возможность предоставления физическим лицам лицензий на право «проведением работ со сведениями, составляющими гостайну». ii) п.i) в сочетании с используемым глаголом «вправе» обеспечивает полную свободу принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на право эксплуатации GPS физическим лицам. Поиски текстов должностных инструкций, регламентирующих деятельность чиновников по этому вопросу, к успеху не привели. Однако внимательное прочтение ПП №333 и Закона о гостайне дали следующие результаты: i)ПП №333 не делегирует ни ФГУП ГРЧЦ, ни Радиочастотным центрам федеральных округов полномочий ни по контролю за соблюдением условий лицензирования деятельности, связанной с проведением работ со сведениями, составляющими гостайну, ни по контролю оборота сведений, содержащих гостайну, ни по контролю за оборотом носителей таких сведений. ii)Закон о гостайне не предусматривает возможность засекречивания сведений о каких бы то ни было координатах с какой бы то ни было точностью. Более того, этот Закон вообще не предусматривает возможность засекречивания сведений в области геодезии и картографии. Все, что может быть засекречено из того, что может быть выражено в виде координат – это сведения о дислокации режимных, особо важных объектов, войск и объектов административного управления. Но любые сведения о дислокации можно собрать, сохранить и передать, не прибегая к необходимости использования координат объектов на местности, (например, узнав почтовый адрес объекта или описав его относительное местоположение). Это нехитрое наблюдение представляется автору особо важным в контексте п.4 ст.29 Конституции РФ, требующей определять перечень сведений, составляющих государственную тайну, федеральным законом. Учитывая, что ст.15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу Конституции РФ и требует непротиворечия Конституции РФ любых принимаемых на территории РФ правовых актов, вполне разумно предположить следующее: любой правовой акт, засекречивающий координаты произвольных (географических) объектов местности, но не являющийся федеральным законом, является недействительным как противоречащий Конституции РФ. Любой человек вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта не имеющим юридической силы или не исполнять требования такого акта, не обращаясь в суд на основании ст. 14 Гражданского Кодекса РФ, допускающей самозащиту гражданских прав. Согласно сообщению г-на Кривоногова, режим секретности сведений о координатах географических объектов с точностью лучше 30 метров и запрет на открытое опубликование сведений о координатах географических объектов точностью лучше 100 метров устанавливается Инструкцией «СТГМ-90», имеющей гриф «Секретно». При этом некоторым образом предполагается, что в рамках открытой дискуссии мы не можем обсуждать что, кем, когда и на основании чего запрещено. Однако, позвольте поинтересоваться, откуда при этом «не допущенные к сведениям» граждане смогут узнать о том, что согласно нормативного документа с грифом «Секретно», гостайну составляют «сведения о координатах с точностью не хуже 30 метров»? Почему написанное «допущенным к сведениям» сотрудником Роскартографии г-ном А.В.Горбовым и опубликованное зампредом ГТК г-ном В.В.Шпагиным письмо, содержащее сведения из засекреченных документов не рассматривается «компетентными» органами как разглашение государственной тайны? С аналогичной пристрастностью можно рассмотреть факт публикации сведений о «засекреченном» тридцатиметровом пороге секретности на сайте ГРЧЦ. Наверное, мы все слишком долго жили в обстановке тотальной неконтролируемой секретности, что информация на уровне слухов о никогда нигде не опубликованном документе якобы устанавливающем << обязательное соблюдении режима секретности уровней точности координат 30 и 100 метров. _всеми_без_исключения_находящимися_на_территории_РФ_лицами_ >> даже профессионалы GPS бизнеса принимают как истину в конечной инстанции с одной стороны, но при этом с другой стороны даже профессиональный юрист не считает целесообразным обратиться к тексту ст.15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Единственный открыто опубликованный нормативный акт, упоминающий о режимах секретности порогов точности координат 30 и 100 метров это (как ни странно) - письмо зампреда ГТК, адресованное сотрудникам ГТК. При этом все, что требует г-н Шпагин – это принять к сведению, руководствоваться нормативными документами ГТК и организовать взаимодействие с органами Роскартографии. Не много, не правда ли? О круге лиц, на которых распространяется действие этого документа, надеюсь, лучше меня расскажут участвующие в этой дискуссии юристы. Я позволю себе обратить внимание на некоторые «технические» особенности данного документа. i) на официальном сайте Федеральной службы геодезии и картографии России www.roskart.ru на этот документ ссылок нет. На странице «Законодательные основы» этого сайта не приведено ни одной ссылки ни на один документ, регламентирующий нормы засекречивания сведений. ii)
согласно тексту г-на Шпагина и дате
утверждения в «шапке», присутствующей в
некоторых публикациях этого письма (например,
см. iii) тридцатиметровое ограничение, однажды процитированное в ходе дискуссии г-ном Романовским, без изъятий сформулировано следующим образом: «Сведения о местонахождении (координаты) геодезических пунктов __и__ географических объектов, определенные с точностью 30 метров и точнее в государственной системе координат 1942 года __и__ в геоцентрических системах координат», при этом п.7 этого же Перечня явным образом устанавливает совокупное толкование союза «и». Т.е., можно предположить, что засекречиваются только сведения о географических объектах, являющихся геодезическими пунктами, и то лишь для случаев, когда координаты о них известны одновременно в СК-42 и в геоцентрических системах координат. Использование множественного числа дает основание предположить, что наличия координат в одной геоцентрической системе для засекречивания недостаточно. iv) п. 5. предусматривает необходимость пересмотра «Укрупненного перечня» не реже чем каждые пять лет. v) согласно Примечанию 1 к «Перечню сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемке и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения с пометкой Для служебного пользования», «Топографические карты масштабов 1:200000, 1:500000 и 1:1000000 не подлежат открытому опубликованию и свободной продаже». Все эти несуразицы можно объяснить одной простой гипотезой: оба документа в опубликованной в письме г-на Шпагина редакции даже внутри Роскартографии не имеют силы. Косвенным дополнительным аргументом в пользу этой гипотезы является наличие в сети следующего документа: «ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ МЕСТНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ И ПЛАНОВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ (Утвержден Приказом Роскартографии от 14 декабря 2000 г. N 181пр, Согласован с Генеральным штабом ВС Российской Федерации 2 ноября 2000 г. N 320/2/2996)» (см. ниже). В этом Перечне ничего не сказано ни о тридцати, ни о ста метрах: согласно п.4 этого Перечня, «Объекты местности (элементы содержания) топографических карт и планов, не включенные в Перечень, разрешаются к показу на топографических картах и планах при условии обеспечения их планового положения не точнее, чем на топографической карте масштаба 1:100000 в государственных системах координат».
____________________________________________
GPS в России легально - нет ничего проще!
Те,
кто приобрел для себя GPS приемник, уже понял,
насколько он необходим и незаменим в
путешествиях. Даже выходя на небольшие
прогулки по лесу или в незнакомых местах,
они берут его с собой, чтобы не заблудиться
и вернуться туда, куда им нужно.
____________________________________________
Утвержден Приказом Роскартографии от 14 декабря 2000 г. N 181пр
Согласован с Генеральным штабом ВС Российской Федерации 2 ноября 2000 г. N 320/2/2996
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ МЕСТНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ И ПЛАНОВ, ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящий Перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования (далее по тексту - Перечень), разработан на основе сравнительного анализа национальных топографических карт и планов по степени их доступности для открытого опубликования <*> с учетом современных возможностей дешифрирования объектов местности по открытым космическим снимкам и определения их качественных и количественных характеристик. -------------------------------- <*> Под опубликованием топографических карт и планов в открытой печати имеется в виду распространение картографических материалов без ограничений: публикация, сообщение по телевидению и радио, размещение в вычислительных сетях общего пользования, оглашение на международных и внутрироссийских съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, публичная защита диссертаций, демонстрация в кинофильмах, видеофильмах, диафильмах и слайдфильмах, экспонирование в музеях, на выставках, ярмарках, продажа их без ограничения круга потребителей, вывоз материалов за границу или передача их гражданам, не имеющим допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. Действие Перечня распространяется на карты и планы открытого опубликования, созданные (создаваемые) на территории Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств в графической, цифровой и иных формах. Требования Перечня обязательны для предприятий, учреждений и организаций, наделенных полномочиями по созданию таких карт и планов независимо от их организационно - правовых форм на всей территории Российской Федерации. 3. Карты и планы, предназначенные для открытого опубликования, не должны содержать: сведений, отнесенных к государственной тайне, а также к служебной информации ограниченного распространения; сведений, раскрывающих оперативно - тактические свойства местности (описания и справки о местности, схема грунтов, перечни важных объектов, условия проходимости, маскирующие свойства местности, обзора местности и т.п.); сведений об объектах военного назначения (в том числе о промышленных и хозяйственных объектах двойного назначения) и пояснительных подписей при них; сведений об объектах, запрещенных для открытого опубликования органами государственной власти. 4. Объекты местности (элементы содержания) топографических карт и планов, не включенные в Перечень, разрешаются к показу на топографических картах и планах при условии обеспечения их планового положения не точнее, чем на топографической карте масштаба 1:100000 в государственных системах координат и изображения рельефа местности горизонталями с высотой сечения 20 метров и более. 5. Топографические карты масштаба 1:500000, 1:1000000 могут быть открыто опубликованы без ограничений. Карты масштаба 1:200000 и крупнее должны иметь произвольную разграфку, отличную от государственной. 6. Настоящий Перечень уточняется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой геодезии и картографии России.
II. Объекты местности и элементы содержания топографических карт и планов, запрещенные для открытого опубликования
7. Геодезические пункты: пункты государственной геодезической сети, астрономические пункты, точки съемочных сетей, реперы и марки государственных нивелирных сетей. 8. Промышленные объекты: электроподстанции, склады горючего, газгольдеры, устья шахтных стволов и штолен (в том числе на туннелях и подземных каналах), выходы нефти, нефтяные бассейны и ямы, магистральные нефте- и газопроводы (в том числе дюкеры, станции перекачки и компрессорные станции на них), контрольные и усилительные пункты и бункеры на кабелях и трубопроводах, подводные и подземные кабели связи, аэродромы (за исключением разрешенных к открытому опубликованию), гидроаэродромы, посадочные площадки, участки дорог, оборудованные для взлета самолетов. 9. Дороги и дорожные сооружения: тупики и подъездные пути железных дорог (в том числе наземных линий метро), подпорные стенки железных дорог, погрузочные площадки на железных дорогах, строящиеся дороги, обозначения труднопроезжих участков дорог (показывать условным знаком обычных дорог соответствующего класса), подъемные, разводные, наплавные, цепные, висячие мосты (показывать условным знаком обычных мостов). 10. Гидрография и гидротехнические сооружения: водопроводы, доки, слипы, стапели и объекты навигационного обеспечения плавания в порты (якорные стоянки, маяки, банки, скалы, рифы, камни, морские каналы, глубины, огни, буи и постоянные знаки береговой сигнализации), кроме объектов, разрешенных к открытому опубликованию Министерством обороны Российской Федерации. 11. Рельеф: дополнительные и вспомогательные горизонтали, если они детализируют формы рельефа с подробностью лучше, чем на карте масштаба 1:100000, входы в пещеры и гроты. 12. Характеристики объектов местности: специализация промышленных объектов (могут сопровождаться подписью "промзона"), этажность и огнестойкость кварталов населенных пунктов, материал постройки и высота сооружений не более 30 метров, высота опор линий электропередач; колейность, электрифицированность железных дорог, характеристики участков железных дорог с уклонами более 20%, участков автомобильных дорог с большими уклонами и малыми радиусами поворотов, дорожных сооружений (за исключением длины и ширины всех видов мостов), дорожных туннелей и участков горных дорог (троп) на искусственных карнизах (оврингов), проездов под мостами, автопаромов, время действия перевалов; шлюзов, плотин, каналов, действующих водохранилищ, гидроузлов, продолжительность разливов рек и озер, скорость течения в реках, глубина рек, озер, болот и других водоемов, грунта русла рек и рельефа дна водоемов, приливно - отливные течения и величина приливов; карьеров, терриконов, отвалов, дамб, береговых валов, даек, обрывов, оврагов, промоин, отметки высот наиболее выдающихся точек местности (командных - имеющих наибольшую высоту и допускающих хороший обзор с них окружающей местности, максимальная видимость с них); количественная и качественная характеристика лесов (за исключением породы деревьев), ширина просек. 13. Элементы зарамочного оформления топографических карт и планов: сетка прямоугольных координат в государственных системах координат (кроме карты масштаба 1:200000) и ее оцифровка; подписи о системе координат карты (в том числе ключи перехода от условных (местных) систем координат к государственным системам координат); пояснительные тексты и чертежи о магнитном склонении и сближении меридианов, данные о магнитных аномалиях; номенклатура и шифр номенклатуры листа карты в государственной разграфке; справка о местности, схема грунтов, сведения, характеризующие проходимость дорог и местности вне дорог для различных видов транспорта.
|