|
|||||||
Выбор и использование персональных навигаторов GPS |
|||||||
| Главная | | Описания | | Статьи | | Программы | | Загрузка | | Ссылки | | Разное |
Если рассекретить ГЛОНАСС. Принятая в эксплуатацию в сентябре 1993 года Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) должна была стать важнейшим составляющим элементом боевого обеспечения всех видов и родов войск Вооруженных сил России. Кроме того, широкое применение ГЛОНАСС в гражданской области позволило бы резко повысить эффективность решения многих социально-экономических и научных задач, обеспечить ее коммерческое использование. Что имеем на сегодня К сожалению, на данном этапе ГЛОНАСС не в состоянии выполнять свои функции ни в военной, ни в гражданской сферах. Последствия политической и экономической перестройки в стране, постоянное недостаточное финансирование, ряд других объективных и субъективных причин привели к деградации орбитальной группировки (ОГ) этой системы, провалу работ по созданию наземных функциональных дополнений ГЛОНАСС и серийному производству аппаратуры для ее пользователей. Принимаемые до настоящего времени меры в поддержку ГЛОНАСС оказались явно недостаточными. И это несмотря на то, что удалось увеличить количество космических аппаратов (КА) в ОГ с восьми в 2001 году до 14 в 2005-м, наладить производство КА нового поколения "ГЛОНАСС-М" со сроками активного существования (САС) не менее 7 лет (вместо КА "ГЛОНАСС" с САС не менее 3 лет) и приступить к созданию КА "ГЛОНАСС-К" с САС до 10-12 лет. В соответствии с решением Совета безопасности РФ в августе 2001 года была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) ГЛОНАСС, которая, увы, не оправдала возлагаемых на нее надежд. Вводная часть этой ФЦП содержит много заявлений и деклараций о намерениях, которые не подкреплены содержанием последующих разделов. Программа, по существу, не планирует конкретных мероприятий, а представляет набор из 170 нескоординированных НИОКР. Решение ряда задач дублируется в работах различных ведомств. Налицо распыление денежных средств, людских и материальных ресурсов. Планы, предусматривающие запуски только трех КА ежегодно, восстановления ОГ не обеспечат. В ФЦП не уделено должного внимания созданию условий для развития ГЛОНАСС-технологий для коммерческого использования системы. Возможно, это одна из причин отсутствия до настоящего времени единой и согласованной концепции развития наземных функциональных дополнений ГЛОНАСС для ее пользователей. Заседание секции # 3 научно-технического совета Росавиакосмоса в июле 2003 года (протокол утвержден в ноябре 2003-го) приняло решение в интересах ограниченного круга пользователей. Предложение ЦНИИ машиностроения о целесообразности развертывания на территории России региональных дифференциальных навигационно-геодезических систем для обеспечения широкого круга пользователей и коммерческого использования ГЛОНАСС по непонятным причинам на этом заседании принято не было. Большим недостатком ФЦП является отсутствие дирекции и ее руководителя. Для управления ФЦП назначен межведомственный координационный совет, но, как известно, советы всех степеней за принимаемые решения ответственности не несут. В последние два года, в связи с некоторыми положительными результатами по восстановлению орбитальной группировки ГЛОНАСС, имеют место излишне оптимистические высказывания некоторых руководителей и чиновников о благополучном положении дел в этой области. Например: "Система ГЛОНАСС на стадии активного внедрения"; "конкурентоспособная система ГЛОНАСС"; "кризис по системе ГЛОНАСС преодолен"; "при 18 навигационных КА на территории России обеспечивается практически 100-процентная непрерывная навигация" и др. В этом плане непонятна позиция Минобороны РФ, которое должно быть более всех заинтересовано в развитии ГЛОНАСС. Каким образом ГЛОНАСС в составе 18 КА сможет помочь в проведении войсковых операций, в частности, при организации взаимодействия подразделений и частей по цели, месту и времени, или в повышении точности наведения на малоразмерные цели боевых элементов перспективных систем вооружения? Опыт эксплуатации американцами GPS показал, что необходимо иметь орбитальную группировку в составе не менее 30 КА. Именно столько космических аппаратов требуется ведущим боевые действия войскам для решения задач навигации и координатного обеспечения систем вооружения. ГЛОНАСС может и должна располагать ОГ подобной численности. Еще в 1998 году Минобороны начало переговоры о передаче глобальной навигационной системы Роскосмосу. После назначения последнего головным куратором упоминавшейся выше ФЦП военное ведомство стало уделять ГЛОНАСС недопустимо мало внимания. Похоже, курс ее развития и вопросы применения в войсках определяются не в Генштабе (как это должно быть), а в Военно-космических войсках, основная задача которых - вывод на орбиты КА и управление ими. Назрела острая необходимость снова (как это было в 2001 году) вынести на высший государственный уровень решение двух крупных проблем: ускорить восстановление орбитальной группировки ГЛОНАСС и создать условия для широкого коммерческого использования этой системы как важного источника ее финансовой поддержки. Восстановление орбитальной группировки Следует отказаться от промежуточного этапа - восстановления ОГ до 18 КА к 2007 году, а принять сквозной план доведения ее численности к 2010 году до 27-30 аппаратов, что обеспечит необходимое постоянное функционирование 24 КА за счет использования одного-двух резервных аппаратов в каждой из трех плоскостей орбитальной группировки. Мнение о "минимально достаточном" количестве - 18 КА - нужно признать ошибочным. Как показали результаты математического моделирования, выполненные в ЦНИИмаш еще в 1978 году, при таком количестве постоянно функционирующих и равномерно расположенных на орбитах КА 100-процентная доступность навигации (наличие в зоне видимости четырех КА) возможна при граничных углах места наблюдения, не превышающих 5 градусов. Такие условия наблюдения характерны при навигации морских судов и наземных объектов на открытой местности. Для военных и большинства гражданских пользователей ГЛОНАСС таких условий (как правило) нет. Для граничных углов места 15-25 градусов доступность навигации ухудшается до 70-90%, а перерывы в наблюдениях достигают десятки минут, что тем более неприемлемо. При нарушении хотя бы одного из приведенных выше условий перерывы навигационных определений могут достигать нескольких часов. 26 декабря 2005 года пресс-служба Роскосмоса сообщила, что в настоящее время на орбите находятся 14 КА, и состоявшийся 25 декабря запуск ракеты-носителя "Протон" пополнил ОГ еще на три КА (2 КА "ГЛОНАСС-М", 1 КА "ГЛОНАСС"). Фактически же произошла только замена трех КА "ГЛОНАСС" (САС - 4 года), выработавших свой ресурс. Началом восстановления ОГ можно будет признать 2006 год при условии запуска в этом году трех космических аппаратов "ГЛОНАСС-М". Тогда к концу 2006 года на орбитах будет находиться семь КА "ГЛОНАСС-М" и пять КА "ГЛОНАСС", из которых два аппарата к этому сроку практически израсходуют ресурс. В последующем для восстановления ОГ необходимо обеспечить запуски в 2007 году шести КА, а в 2008 и 2009 годах - по восемь со сроками активного функционирования не менее 7 лет. Тогда при отсутствии нештатных ситуаций к концу 2009 года ОГ ГЛОНАСС составит 29 аппаратов, что обеспечит возможность непрерывного функционирования на орбитах 24 КА. Поэтому нахождение в составе ОГ пяти резервных КА оправданно в связи с необходимостью проведения планового и непланового обслуживания аппаратов. Выполнение программы восстановления ОГ ГЛОНАСС потребует решения ряда проблем. Достаточно сложной задачей является увеличение и усиление (наращивание) рабочих мест на всех этапах производства и сборки КА. Но без этого сроки доведения ОГ до нужной численности будут сорваны. Представляется необходимым уточнить дополнительные требования, предъявляемые к новым модификациям КА, а также оценить целесообразность расширения их функциональных возможностей в ущерб решению главных проблем: повышение надежности и увеличение срока активного функционирования космических аппаратов, повышение мощности и помехозащищенности навигационных сигналов, введение третьей несущей частоты (оценить целесообразность разделения военного и гражданского контуров навигационного обеспечения). Ряд других важных проблем потребуют специального обсуждения и принятия решений на государственном уровне. Коммерческое использование Необходимо в первую очередь решить следующие задачи: организовать серийное производство отечественных ГЛОНАСС-приемников (и совмещенных ГЛОНАСС/GPS) для широкого круга пользователей; снять все ограничения с точности определения; обеспечить свободную продажу лицензированных отечественных топографических, электронных карт и фотопланов всех масштабов без ограничений. Если задача восстановления ОГ ГЛОНАСС по-прежнему будет решаться в отрыве от массового производства ГЛОНАСС-аппаратуры для пользователей, то большие затраты будут, как и раньше, бессмысленными. Производство отечественной ГЛОНАСС-аппаратуры не пойдет до тех пор, пока производители не поверят в полное восстановление орбитальной группировки глобальной навигационной системы. Необходима государственная поддержка производителей (конкурсы, поощрительные льготы и др.). Нельзя допускать принятия таких постановлений правительства РФ, как, например, # 365 от 9 июня 2005 года - об оснащении транспортных и других средств аппаратурой ГЛОНАСС. В нем - никаких мер в поддержку важного дела. Только всеобщая озабоченность и коллективная безответственность. На пути формирования широкого рынка пользователей ГЛОНАСС продолжают стоять действующие в России правовые документы, ограничивающие приобретение и свободное использование высокоточной наземной ГЛОНАСС-аппаратуры, а также (как было уже сказано) крупномасштабных карт с нанесенной координатной сеткой. Эти режимные ограничения являются анахронизмом и давно сняты в технически развитых странах. Многочисленные и многолетние обращения к высшему руководству страны ученых и руководителей заинтересованных организаций привели к выходу некоторых документов, которые не способствуют коммерческому использованию ГЛОНАСС, в частности, ничего не дают гражданам России, пожелавшим приобрести дешевый ГЛОНАСС-приемник. Противниками снятия этих совершенно необоснованных ограничений являются равнодушные чиновники, мало думающие об экономическом развитии России. Приходится (уже в который раз) обращаться к опыту создания и эксплуатации американской глобальной системы позиционирования (GPS) НАВСТАР. Из анализа материалов иностранной печати можно заключить, что США продолжают настойчиво проводить политику, направленную на сохранение мирового лидерства в области спутниковых навигационных систем. При этом руководство Минобороны и лидеры Конгресса США большое внимание уделяют развитию GPS-технологий в военной области. По первоначальным планам американских ВВС запуск первого спутника GPS-3 должен состояться в 2011 году. Вводятся новые военные и гражданские сигналы, что позволит повысить помехоустойчивость навигационных определений. В последующем сроки запусков были перенесены на 2012-2015 годы, что вызвало озабоченность законодателей, поскольку вопрос помехозащищенности GPS считается очень важным с точки зрения применения высокоточного оружия. Работы по GPS-3 планировалось начать в 2005 году. На данном этапе продолжаются разработки по повышению устойчивости приборов GPS в малоразмерных боеприпасах (артиллерийские снаряды, кассетные авиабомбы и др.). Выполняется заказ Пентагона по обеспечению сухопутных войск США новыми карманными GPS-приемниками с помехозащищенными модулями. Проявляя государственный подход, американские военные рассматривали привлечение гражданских пользователей как важный фактор окупаемости этой системы. По данным Министерства торговли США, GPS-приемники используются для решения прикладных задач примерно в следующих соотношениях: авиация - 5%, морской транспорт - 2%, военное применение - 2%, остальные 90% составляют позиционирование и управление наземным транспортом, личный автотранспорт, производственное применение, геодезия, широкое применение в быту (туризм, охота, контроль передвижения детей, инвалидов и др.). Ежегодно Минобороны США возвращает в государственную казну миллиарды долларов. На данном этапе орбитальная группировка НАВСТАР составляет около 30 КА, 12 из них функционируют более 10 лет. Рассматриваются планы доведения ОГ системы GPS-3 до 48 космических аппаратов. Несмотря на благополучное положение GPS, основные решения по этой системе принимаются президентом и Конгрессом США. Так, в декабре 2004 года Джордж Буш подписал подробную директиву, определяющую политический курс правительства в отношении космических средств координатно-временного обеспечения. Этот документ фактически подтверждает курс на сохранение мирового лидерства США в области космической навигации. Намечено создание постоянного Национального исполнительного комитета, которому поручается обеспечить учет потребностей правительства, министерств и ведомств в отношении навигационных систем, исключить снижение возможностей американских средств по сравнению с зарубежными. В заключительном разделе директивы детально сформулированы обязанности министерств и ведомств по направлениям работ при головной роли Пентагона. Как следует из сообщений СМИ, президент России Владимир Путин неоднократно обращал внимание высших чиновников российского правительства на необходимость ускорения работ по восстановлению орбитальной группировки ГЛОНАСС. Но чтобы решить проблемы развития этой судьбоносной для России системы, по-видимому, нужны более действенные меры. Большая помощь при подготовке этой статьи была оказана со стороны ряда специалистов научных и производственных организаций. Однако некоторые важные проблемы не рассмотрены, хотя требуют срочного и особого обсуждения. В связи с этим крайне необходимо провести под эгидой Минобороны и Роскосмоса "мозговой штурм" - рабочее совещание специалистов производственных объединений (включая смежников) и научно-исследовательских институтов, непосредственно участвующих в разработке и производстве модификаций КА ГЛОНАСС и аппаратуры для пользователей этой системы. Целью данного мероприятия должна явиться разработка рекомендаций по решению проблем ГЛОНАСС для принятия обоснованных управленческих решений руководством соответствующих ведомств и высшим руководством страны. Перечень проблем и вопросов, которые требуют обсуждения, должен быть заблаговременно определен и представлен предприятиям и НИИ, участвующим в совещании. Одним из путей решения финансовой проблемы ГЛОНАСС является перераспределение средств, предусмотренных на реализацию федеральных космических программ. Россия не сможет сохранить статус космической державы, если официально не утвердить приоритетный ряд направлений космической деятельности, сосредоточив на них финансовые, технические и людские ресурсы. На данном этапе не представляется возможным обеспечить достаточным финансированием все направления космической деятельности. В связи с этим представляется необходимым к числу приоритетных до 2010 года отнести программы развития систем двойного назначения (в военной и гражданской областях). Это в первую очередь ГЛОНАСС, спутниковые системы обзорного и детального наблюдения (разведка и картографирование), системы спутниковой связи. Именно они имеют большое значение для национальной безопасности России. От себя и от специалистов, которые помогли подготовить эту статью и которым дорога судьба ГЛОНАСС, обращаюсь к руководителям министерств и ведомств, а также к высшему руководству страны с просьбой сделать все возможное для решения проблем системы. Это очень важно для будущего России и особенно для Вооруженных сил нашей страны.
|