|
|||||||
Выбор и использование персональных навигаторов GPS |
|||||||
| Главная | | Описания | | Статьи | | Программы | | Загрузка | | Ссылки | | Разное |
Методы создания самодельных карт для GPS Magellan.
Написать данную статью меня побудило вот что: приобретя в целом хороший GPS приёмник MAGELLAN SporTrakMap, я обнаружил, что детальных векторных карт для него невозможно найти даже за деньги. Исключение составляли карты Москвы, Питера, да ещё несколько (включая базовые), изготовленные энтузиастами. Все объявления о продаже карт якобы для Магеллан, на поверку оказались не более, чем рекламным трюком. Более того, многие продавцы даже не подозревали, что карты Гармин и Магеллан разные, несмотря на одинаковое расширение img (есть, правда и другие). Всё это привело меня к мыслям о создании собственных детальных карт для приёмников Магеллан. Основная программа для создания самодельных карт для GPS Magellan - свободно лежащий на ftp сервере ThalesNavigation (разработчика software для Magellan) MobileMapper Office. MobileMapper Office (MMO) был разработан для устройств MobileMapper (для профессиональной работы по georefference, стоимостью более 1000$). Прочитав статью " Главные достоинства программы GPSMapEdit - возможность конвертировать практически любые форматы векторных карт друг в друга и, самое главное, в т.н. "Польский формат", а так же очень легко и удобно редактировать данные. Немаловажно и то, что все эти функции доступны в бесплатной версии программы (хотя и с ограничениями). Поясню, для чего это надо. Основная идея (схема) создания карт такова: Попробую пояснить каждый этап по отдельности. Данные в "Польском" формате могут быть получены двумя основными способами: 1). ИНГИТ > cmap15, где смар15 - конвертер формата *.gem и *.gct в Polish format. 2). GPSMapEdit (файл>сохранить как>Polish format). Исходные файлы ИНГИТ нужно брать "старых" форматов - *.gem и *.gst. В настоящее время у ИНГИТ появился новый формат *.chart, который не конвертируется. Хочу сразу предостеречь, что делать это без разрешения ООО "ИНГИТ" нельзя в виду нарушения "Договора на использование" CD (читай договор на компакт-диске). Конвертер смар15 можно взять здесь
. Кстати, есть смар16 - я им не пользовался, изменения коснулись (как мне показалось) только количества выбираемых объектов. Пользоваться смар15 просто, инструкция внутри, единственный совет - скопируйте исходные файлы карты в общую папку с программой (например, Maps) и в командной строке сначала перейдите в эту папку. Файлов нужно создавать несколько: отдельно населённые пункты, реки большие, реки малые, так же поступить с дорогами и т.п., иначе в дальнейшем, на этапе создания собственно карты, разного рода объекты будут выглядеть одинаково.
Закрываем, сохранив изменения, открываем командную строку. Вот что примерно должно быть набрано в командной строке: (Leningrad - имя файла *.gem). Вместо набора каждый раз командной строки можно сделать исполнительный файл, например "CMap.bat", в котором прописать все необходимые ключи.
Не стремитесь к большому числу типов объектов, отображайте необходимое, иначе на экране впоследствии будет бардак. Далее, запускаем GPSMapEdit , смотрим, как оно получилось, и при необходимости корректируем. Получить тот же результат из других карт ещё проще: запускаем GPSMapEdit, открываем карту, далее: редактирование>выбрать объекты>по типу. В появившемся окне "Фильтр по типу объектов" выбираем желаемые объекты (например, железные дороги). Дальше - редактирование>копировать. Файл>закрыть, редактирование>вставить, при необходимости правим (описывать процесс,
он хорошо описан на сайте
В конце и того и другого процесса мы должны получить с десяток файлов в "польском" формате (населённые пункты, дороги, реки и т.д.). Основа для будущей карты получена. Во избежание путаницы не забывайте файлы обзывать. Что надо иметь в виду: Гарминовские карты зачастую сделаны любителями, и из каких-то соображений (может быть, для удобочитаемости на экране) показываемые объекты иногда не соответствуют "Гарминовскому" стандарту. Мне, например, попадались карты, на которых просёлочные дороги были показаны как Residential Street - улица малая. Далее вступает в работу утилита Ptxt2shp. Здесь можно её скачать, а заодно и почитать статью, там, кстати, и куча других полезных программ, описаний (правда, на импортном языке). Ptxt2shp (by Claudio Galli), эта freeware программа "польский" формат преобразует в формат *.shp, из которого и будем впоследствии делать карту. Все объекты на карте делятся на три основных типа: точки (Р), линии (L), полигоны (А), они и будут на выходе программы.
Каждый из файлов в "Польском" формате (т.е. населённые пункты, дороги, реки и т.д.) преобразуем в Shape файлы. Если не понимаете, что хотите получить, оставьте галочки как есть, программа сама разберётся, потом увидим, что надо, а что нет. На выходе получим по 9 разных файлов из одного "Польского". Не пугайтесь, большая часть будет не нужна, в ММО увидим, какие использовать. На этом этапе "лишние" файлы не удаляйте! Можно поступить и несколько иначе: сразу конвертировать польский формат в шейпы и дальнейшие преобразования, корректировки и пр. делать в программе
Global Mapper, бесплатная версия предоставляет возможность свободно просматривать шейпы, что поможет не только сразу избавиться от пустого хлама в папке, но и проверить привязку карты по космоснимкам, а уж если Вы ее зарегистрируете, то можно подправить привязку карты (шейпов). Программа имеет два варианта. Первый позволяет создавать стандартные карты, второй - "продвинутые". Отличие их в следующем: в стандартной все объекты расположены в одной группе поиска, в "продвинутой" - в нескольких и, кроме того, можно создавать пользовательские (см. статью "Unknown MMO - Advanced Maps" ). В нашем случае, когда у нас всё уже рассортировано на этапе смар15 и GPSMapEdit, большой разницы не будет, кому-то даже удобнее покажется искать всё в одном месте, тем более, что реально это будет так же быстро. Если же Вы создаёте карту из Гарминовской или аналогичной и не удосужились поработать в GPSMapEdit, то без "продвинутой" ММО Вам не обойтись - объекты на экране будут выглядеть одинаково (толщина линий, цвет и т.д.). Итак, создание стандартной карты. Открываем ММО, нажимаем Tools>Background Maps. В появившемся окне Background Maps выбираем Create New.
Добавляем слои из созданных нами Shape файлов, имея в виду, что объекты на верхних слоях будут накладываться на нижние. Дважды щёлкнув по строчке со слоем, увидим следующее окно: "свойства слоя". Выберем имя, шкалу, начиная с которой на экране компьютера будет появляться карта, в Display Attribute выбираем LABEL. Момент, начиная с которого карта будет появляться на экране GPSR, выбирается в самом приёмнике в пункте меню "детальность". Кстати, есть возможность изменить порядок появления слоёв на экране GPSR, изменив файл Export.cfg каким-либо текстовым редактором. Слои карты можно посмотреть в файле ...\Program Files\MobileMapper Office\MAP\test\Export.cfg, группа [LAYERS]. Последовательность вывода задается в ORDERDRAW=4 2 3 1 5 ... , где цифрами указаны номера уровней. Отображение слоя и вывод строковой информации объекта задается в строке (см. где подчеркивание)
У приемников Меридиан и Спортрак, в меню настройки карт, есть опция детализации карты - Highest, High, Medium, Low, Lowest. Первая пара цифр означает, с какого масштаба и по какой будет выводиться графическое отображение слоя на экране приемника. Вторая пара чисел - с какого масштаба и по какой будет выведено название объекта данного уровня на экран. Третья пара - с какого и и по какой будет выведено название объекта на строковую часть экрана (нижняя часть экрана)
Закрываем все окна, проверяем, как оно получилось: tools>background maps. Выбираем нашу карту, делаем attach map, нажимаем close. Увеличивая масштаб, смотрим карту:
Если всё устраивает, сохраняем проект и начинаем заливку карты в приёмник. Для начала сохраним её на жёстком диске. При этом произойдёт конвертация в формат *.img. File>upload to GPS>background map. Если забыли создать map region, т.е. обозначить границы заливаемой карты (а это надо ещё и затем, чтобы ограничить объём заливаемой карты в допустимых пределах - программа покажет, сколько вы выбрали), то программа напомнит об этом. Через несколько минут (иногда час :() готовая карта окажется в папке MAP внутри программы MMO. Можно загружать её в приёмник (и поделиться с друзьями). Загружать карту в GPSR можно разными способами: 1. При помощи ММО; 2. При помощи uploadGPSserial; 3. При помощи MAGUP. Для примера приведу методику для SporTrakMap при помощи uploadGPSserial. 1. Подключаем приёмник к com-порту компьютера. 2. Включаем приёмник. 3. Нажимаем MENU, >,<,>,<, в появившемся окошке набираем 98, enter, выбираем тип загружаемой карты - детальная, enter. 4. Запускаем uploadGPSserial, выбираем карту, нажимаем send.
Через несколько минут карта загружена, старая автоматически удалена. Если вдруг передумаете загружать, для выхода из режима надо одновременно нажать +, -, goto. Процесс элементарный, в HELP k программам описан. Не забудьте про свежие батарейки. Вот, собственно и всё. Про "продвинутые" карты читай ссылку "Unknown MMO - Advanced Maps".
P.S. Большое спасибо за консультации и дополнения г-ну Point'у, чьи карты для бесплатного пользования выложены на сайте navart.ru.
Так же, хочу предостеречь от коммерческого использования данной методики и создаваемых карт, т.к. может возникнуть конфликт с владельцами форматов и программ.
Удачи Вам! С уважением, VictorF.
Продолжение статьи: Создание Advanced Map для GPS-приёмников Magellan.
Июнь 2006г. |